MetrikaYandex

Размеры административных штрафов за правонарушения, связанные с обработкой персональных данных и защитой информации

Размеры административных штрафов за правонарушения, связанные с обработкой персональных данных и защитой информации

Госдума во втором и третьем чтении приняла законы, которые значительно ужесточают административную ответственность за утечки персональных данных.

Так, за то, что оператор не уведомил или несвоевременно уведомил Роскомнадзор о планах осуществить обработку персональных данных, вводится штраф, который для граждан составляет от 5000 до 10 000 рублей, для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а для организаций — от 100 000 до 300 000 рублей.

То же нарушение в случае, если установлена неправомерная или случайная передача данных, повлечет штраф в размере:

  • для граждан — от 50 000 до 100 000 рублей,
  • для должностных лиц — от 400 000 до 800 000 рублей,
  • для юрлиц — от 1 млн до 3 млн рублей.

Если действия или отсутствие действий оператора привели к передаче данных от 1000 до 10 000 субъектов или от 10 000 до 100 000 идентификаторов, физлицу грозит штраф от 100 000 до 200 000 рублей, должностному лицу — от 200 000 до 400 000 рублей, для юрлиц — от 3 млн до 5 млн рублей. Речь идет о случаях, когда эти данные не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Если же за таким нарушением последовала передача персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов или от 100 000 до 1 млн идентификаторов, то гражданин может получить штраф на сумму от 200 000 до 300 000 рублей, должностное лицо — от 300 000 до 500 000 рублей, а организация — от 5 млн до 10 млн рублей.

В случае, если речь идет о передаче персональных данных более 100 000 субъектов или более 1 млн идентификаторов, то штраф будет составлять:

  • для граждан — от 300 000 до 400 000 рублей,
  • для должностных лиц — от 400 000 до 600 000 рублей,
  • для юрлиц — от 10 млн до 15 млн рублей.

Если гражданин уже получал ранее штраф за нарушение, которое привело к утечке данных, и совершил его снова, ему могут выписать штраф в размере от 400 000 до 600 000 рублей. Для должностных лиц он составит от 800 000 до 1,2 млн рублей, а для юрлиц — от 1% до 3% совокупного размера выручки, но не меньше 20 млн рублей и не больше 500 млн рублей.

Александр Хинштейн сообщил дополнительные подробности принятых законопроектов. По его словам, в ходе длительной дискуссии обсуждались смягчающие обстоятельства для нарушителей. В итоге был согласован подход Минцифры, который предусматривает смягчение ответственности при совокупности трех условий:

  • ежегодные инвестиции оператора в информационную безопасность в размере не менее 0,1% от оборота или выручки в течение трех лет;
  • отсутствие отягчающих обстоятельств (например, привлечения к административной ответственности);
  • документальное подтверждение соблюдения требований по защите персональных данных.

При этом даже при выполнении этих условий нарушителям все равно придется платить штраф.

Помимо этого, вводится административная ответственность за отказ в предоставлении государственной/муниципальной/иной услуги, если гражданин не хочет предоставлять свою биометрию. Устанавливается ответственность и за невыполнение мер по обеспечению безопасности биометрических персданных в Единой биометрической системе (ЕБС).

В Уголовном кодексе появится новая статья 272.1, которая предусматривает ответственность за незаконное хранение, сбор и передачу персональных данных, полученных противоправным путем. В зависимости от тяжести деяния наказание может составить до 10 лет лишения свободы.

Законодатели также вводят уголовную ответственность за создание и функционирование интернет-ресурсов для заведомо незаконного хранения/ передачи «криминальных» персданных.

При этом Хинштейн подчеркнул, что действие новых составов УК РФ не коснется обработки персональных данных для личных и семейных нужд граждан. Это также не затронет и специалистов инфобеза, расследующих утечки: если сама их деятельность законна — вопросов к ним не возникнет.

Размеры административных штрафов за правонарушения, связанные с обработкой персональных данных и защитой информации

№ п/п Статья КОАП Суть нарушения Размер штрафа Примечание
      Было Будет  
1 ч. 1 ст. 13.11 1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных. 2. Обработка ПДн, несовместимая с целями сбора ПДн. для граждан: 2000 – 6000 руб. для должностных лиц: 10 000 – 20 000 руб. для юридических лиц: 60 000 – 100 000 руб. для граждан: 10 000 – 15 000 руб. для должностных лиц: 50 000 – 100 000 руб. для юридических лиц: 150 000 – 300 000 руб  
2 ч. 1.1 ст. 13.11 Повторное совершение ч. 1 ст. 13.11. для граждан: 4000 – 12 000 руб. для должностных лиц: 20 000 – 50 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 50 000 – 100 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 300 000 руб. для граждан: 15 000 – 30 000 руб. для должностных лиц: 100 000 – 200 000 руб. для юридических лиц: 300 000 – 500 000 руб.  
3 ч. 2 ст. 13.11 1. Обработка ПДн без согласия в письменной форме субъекта ПДн на обработку его ПДн в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ПДн. 2. Обработка ПДн с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области ПДн требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта ПДн на обработку его ПДн. для граждан: 10 000 – 15 000 руб. для должностных лиц: 100 000 – 300 000 руб. для юридических лиц: 300 000 – 700 000 руб. Доп. см. ст. 88 ТК РФ.
4 ч. 2.1 ст. 13.11 Повторное совершение ч. 2 ст. 13.11. для граждан: 15 000 – 30 000 руб. для должностных лиц: 300 000 – 500 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 500 000 – 1 000 000 руб. для юридических лиц: 1 000 000 – 1 500 000 руб.  
5 ч. 3 ст. 13.11 Неопубликование или необеспечение иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки ПДн, или сведениям о реализуемых требованиях к защите ПДн. для граждан: 1500 – 3000 руб. для должностных лиц: 6000 – 12 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 10 000 – 20 000 руб. для юридических лиц: 30 000 – 60 000 руб.  
6 ч. 4 ст. 13.11 Непредставление субъекту ПДн информации, касающейся обработки его ПДн. для граждан: 2000 – 4000 руб. для должностных лиц: 8000 – 12 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 20 000 – 30 000 руб. для юридических лиц: 40 000 – 80 000 руб.  
7 ч. 5 ст. 13.11 Нарушение сроков уточнения ПДн, их блокирования или уничтожения в случае, если ПДн являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. для граждан: 2000 – 4000 руб. для должностных лиц: 8000 – 20 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 20 000 – 40 000 руб. для юридических лиц: 50 000 – 90 000 руб.  
8 ч. 5.1 ст. 13.11 Повторное совершение ч. 5 ст. 13.11. для граждан: 20 000 – 30 000 руб. для должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 50 000 – 100 000 руб. для юридических лиц: 300 000 – 500 000 руб.  
9 ч. 6 ст. 13.11 Невыполнение при обработке ПДн без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ПДн сохранность ПДн при хранении материальных носителей ПДн и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к ПДн, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении ПДн. для граждан: 1500 – 4000 руб. для должностных лиц: 8000 – 20 000 руб. для индивидуальных предпринимателей: 20 000 – 40 000 руб. для юридических лиц: 50 000 – 100 000 руб. См. постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687.
10 ч. 7 ст. 13.11 Невыполнение обязанности по обезличиванию ПДн либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию ПДн. для должностных лиц: 6000 – 12 000 руб. Только для операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, а также см. приказ РКН от 05.09.2013 № 996 и «Методические рекомендации по применению приказа Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных» (утв. РКН 13.12.2013).
11 ч. 8 ст. 13.11 Необеспечение локализации (размещения) баз данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации. для граждан: 30 000 – 50 000 руб. для должностных лиц: 100 000 – 200 000 руб. для юридических лиц: 1 000 000 – 6 000 000 руб. См. п. 7 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
12 ч. 9 ст. 13.11 Повторное совершение ч. 8 ст. 13.11. для граждан: 50 000 – 100 000 руб. для должностных лиц: 500 000 – 800 000 руб. для юридических лиц: 6 000 000 – 18 000 000 руб.  
13 ч. 10 ст. 13.11 Неуведомление или несвоевременное уведомление РКН о намерении осуществлять обработку персональных данных.   для граждан: 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 300 000 руб. См. приказ РКН от 28.10.2022 № 180 и формы на сайте РКН: https://pd.rkn.gov.ru/operators- registry/notification/form/
14 ч. 11 ст. 13.11 Неуведомление или несвоевременное (24 часа — об инциденте, 72 часа — о результатах внутреннего расследования) уведомление РКН в случае установления факта неправомерной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов ПДн.   для граждан: 50 000 – 100 000 руб. для должностных лиц: 400 000 – 800 000 руб. для юридических лиц: 1 000 000 – 3 000 000 руб. См. приказ РКН от 14.11.2022 № 187 и формы на сайте РКН: https://pd.rkn.gov.ru/incidents/
15 ч. 12 ст. 13.11 Утечка ПДн 1 000 — 10 000 субъектов или от 10 000 до 100 000 уникальных обозначений сведений о физических лицах, необходимых для определения таких лиц (далее – идентификаторы). (Действие (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступа) информации, включающей ПДн от 1 000 до 10 000 субъектов ПДн, и (или) от 10 000 до 100 000 идентификаторов).   для граждан: 100 000 – 200 000 руб. для должностных лиц: 200 000 – 400 000 руб. для юридических лиц: 3 000 000 – 5 000 000 руб.  
16 ч. 13 ст. 13.11 Утечка ПДн 10 000 — 100 000 субъектов или от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов. (Действие (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступа) информации, включающей ПДн от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн, и (или) от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов).   для граждан: 200 000 – 300 000 руб. для должностных лиц: 300 000 – 500 000 руб. для юридических лиц: 5 000 000 – 10 000 000 руб.  
17 ч. 14 ст. 13.11 Утечка ПДн более 100 000 субъектов или более 1 000 000 идентификаторов. (Действие (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступа) информации, включающей ПДн от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн, и (или) от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов).   для граждан: 300 000 – 400 000 руб.для должностных лиц: 400 000 – 600 000 руб. для юридических лиц: 10 000 000 – 15 000 000 руб.  
18 ч. 15 ст. 13.11 Совершение ч. 12 — 14 ст. 13.11 лицом, подвергнутым наказанию за совершение ч. 12 – 14, 16 – 18 ст. 13.11.   для граждан: 400 000 – 600 000 руб. для должностных лиц: 800 000 – 1 000 000 руб. для юридических лиц: от 1% до 3% выручки, но не менее 20 000 000 и не более 500 000 000 руб. Доп. см. ч. 34-2 ст. 4.1 КОАП (смягчающие обстоятельства).
19 ч. 16 ст. 13.11 Утечка ПДн специальной категории. (Действие (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступа) информации, включающей специальную категорию ПДн).   для граждан: 300 000 – 400 000 руб. для должностных лиц: 1 000 000 – 1 300 000 руб. для юридических лиц: 10 000 000 – 15 000 000 руб.  
20 ч. 17 ст. 13.11 Утечка биометрических ПДн. (Действие (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступа) информации, включающей биометрические ПДн).   для граждан: 400 000 – 500 000 руб. для должностных лиц: 1 000 000 – 1 500 000 руб. для юридических лиц: 15 000 000 – 20 000 000 руб.  
21 ч. 18 ст. 13.11 Совершение ч. 16 или ч. 17 ст. 13.11 лицом, подвергнутым наказанию за совершение ч. 12 — 18 ст. 13.11.   для граждан: 500 000 – 800 000 руб. для должностных лиц: 1 000 000 – 2 000 000 руб. для юридических лиц: от 1% до 3% выручки, но не менее 25 000 000 и не более 500 000 000 руб. Доп. см. ч. 34-2 ст. 4.1 КОАП (смягчающие обстоятельства).
22 ч. 1 ст. 13.11.3 Размещение и обновление в случаях, определенных федеральными законами, биометрических персональных данных субъекта ПДн в ЕБС с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований. для должностных лиц: 100 000 – 300 000 руб. для юридических лиц: 500 000 – 1 000 000 руб. См. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ.
23 ч. 2 ст. 13.11.3 1. Нарушение порядка обработки биометрических ПДн в ЕБС, биометрических ПДн и векторов ЕБС в информационных системах аккредитованных организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических ПДн. 2. Нарушение требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических ПДн, векторов ЕБС в целях проведения идентификации и (или) аутентификации   для должностных лиц: 100 000 – 300 000 руб. для юридических лиц: 500 000 – 1 000 000 руб. См.: 1. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ. 2. Приказ Минцифры России от 29.11.2023 № 1024.
24 ч. 3 ст. 13.11.3 Непринятие организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических ПДн при их обработке в:  ЕБС;  иных информационных системах, обеспечивающих аутентификацию с использованием биометрических ПДн.   для должностных лиц: 300 000 – 500 000 руб. для юридических лиц: 1 000 000 – 1 500 000 руб.  
25 ч. 4 ст. 13.11.3 1. Обработка биометрических ПДн, векторов ЕБС для аутентификации в информационных системах организаций без аккредитации. 2. Обработка биометрических ПДн, векторов ЕБС для аутентификации в информационных системах организаций с приостановленной или прекращённой аккредитацией.   для должностных лиц: 500 000 – 1 000 000 руб. для юридических лиц: 1 000 000 – 2 000 000 руб. См. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ.
26 ч. 2 ст. 13.12 Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну). для граждан: 1500 – 2500 руб. (возможна конфискация несертифицированных средств защиты информации). для должностных лиц: 2500 – 3000 руб. для юридических лиц: 20 000 – 25 000 руб. (возможна конфискация несертифицированных средств защиты информации). См.: 1. Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (если ИСПДн – ГИС). 2. Приказ ФСБ России от 10.07.2014 № 378.
27 ч. 6 ст. 13.12 Нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. для граждан: 500 – 1000 руб. для должностных лиц: 1000 – 2000 руб. для юридических лиц: 10 000 – 15 000 руб. См. (например, но не ограничиваясь): 1. Приказ ФАПСИ от 13.06.2001 № 152 (если для защиты ПДн используются СКЗИ). 2. Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21. 3. Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (если ИСПДн – ГИС). 4. Приказ ФСБ России от 10.07.2014 № 378. 5. Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 № 239 (если ИСПДн – значимый объект КИИ (ч. 1 ст. 13.12.1)). 6. Приказ ФСБ России от 24.10.2022 № 524 (если ИСПДн – ГИС и для защиты ПДн используются СКЗИ).
28 ст. 13.14 Разглашение ПДн. для граждан: 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц: 40 000 – 50 000 руб. (либо дисквалификация до 3-х лет). для юридических лиц: 100 000 – 200 000 руб.  
29 ч. 1 ст. 19.4.1 Препятствование должностным лицам РКН, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой ПДн. для граждан: 500 – 1000 руб. для должностных лиц: 2000 – 4000 руб. для юридических лиц: 5000 – 10 000 руб.  
30 ч. 2 ст. 19.4.1 ч. 1 ст. 19.4.1, если повлекло невозможность проведения или завершение федерального государственного контроля (надзора) за обработкой ПДн. для должностных лиц: 5000 – 10 000 руб. для юридических лиц: 20 000 – 50 000 руб.  
31 ч. 3 ст. 19.4.1 Повторное совершение ч. 2 ст. 19.4.1. для должностных лиц: 10 000 – 20 000 руб. (либо дисквалификация от 6 мес. до 1 года). для юридических лиц: 50 000 – 100 000 руб.  
32 ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания РКН об устранении нарушения. для граждан: 300 – 500 руб. для должностных лиц: 1000 – 2000 руб. (либо дисквалификация до 3-х лет). для юридических лиц: 10 000 – 20 000 руб.  
33 ст. 19.7. Непредставление: 1. В РКН информации, запрошенной в порядке п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 2. В РКН информации о трансграничной передаче ПДн. 3. В ФСБ России информации о компьютерных инцидентах с ПДн. для граждан: 100 – 300 руб. для должностных лиц: 300 – 500 руб. (либо дисквалификация до 3-х лет). для юридических лиц: 3000 – 5000 руб. См.: 1. Формы на сайте РКН: 1.1. https://pd.rkn.gov.ru/cross- border-transmission/form/ 1.2. https://pd.rkn.gov.ru/cross- border-transmission/form2/ 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2526. 3. Приказ ФСБ России от 13.02.2023 № 77. 4. Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 367, приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 282 (если ИСПДн – объект КИИ и (или) компьютерный инцидент с ПДн происходит у субъекта КИИ (ч. 2 ст. 13.12.1 и ч. 2 ст. 19.7.15)).
Если оператор – субъект КИИ или ИСПДн – значимый объект КИИ, или компьютерный инцидент с ПДн происходит у оператора, являющегося субъектом КИИ
34 ч. 1 ст.13.12.1 Нарушение требований к созданию систем безопасности значимых объектов КИИ и обеспечению их функционирования либо требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. для должностных лиц: 10 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 50 000 – 100 000 руб. См.: 1. Приказ ФСТЭК России от 21.12.2017 № 235. 2. Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 № 239.
35 ч. 2 ст.13.12.1 Нарушение порядка информирования о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов КИИ. для должностных лиц: 10 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 500 000 руб. См. приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 282.
36 ч. 3 ст.13.12.1 Нарушение порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами КИИ, между субъектами КИИ и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты. для должностных лиц: 20 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 500 000 руб. См. приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 368.
37 ч. 1 ст. 19.7.15 Непредставление или нарушение сроков предоставления в ФСТЭК России сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. для должностных лиц: 10 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 50 000 – 100 000 руб. См. постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 127.
38 ч. 2 ст. 19.7.15 Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ГосСОПКА информации, предусмотренной законодательством в области обеспечения безопасности КИИ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.12. для должностных лиц: 10 000 – 50 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 500 000 руб. См. приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 367.
39 ч. 3 ст. 19.7.15 Повторное совершение ч. 1 ст. 19.7.15. для должностных лиц: 50 000 – 100 000 руб. для юридических лиц: 100 000 – 200 000 руб.  
 
Пояснения:
1. ГосСОПКА – Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
2. ЕБС – Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных.
3. Значимый объект КИИ – объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
4. ИСПДн – информационная система персональных данных (совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств).
5. КИИ – критическая информационная инфраструктура Российской Федерации (объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов).
6. Объект КИИ – информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
8. ПДн – персональные данные (любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)).
9. РКН — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
10. СКЗИ – средство криптографической защиты информации.
11. Субъект КИИ – государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Оставьте свой ответ